Прафарыентацыя. Выпускніку

Новый цифровой сервис

разгарнуць
15.06.2023

Сервис – «Шаг в профессию» размещен в открытом доступе на портале государственной службы занятости по адресу: https://gsz.gov.by/popr/ .

Сервис включает тестирование по трем типам:

профориентация – позволяет определить сферу интересов
и предполагаемый топ-профессий по ней;

профотбор – степень того, насколько выбранная профессия подходит тестируемому;

комплексное тестирование – определяет «портрет» тестируемого
и предложения по профессиям.

В отличие от обычной помощи в выборе профессии, сервис позволяет не только пройти глубинное исследование: определить сферу интересов, оценить, насколько человек подходит выбранной профессии, но и изучить востребованность профессии на рынке труда.

Реализация профориентационных мероприятий позволит повысить вовлеченность учащейся молодежи в занятость, выполнить «диагностику» способностей посредством тестирования; овладеть способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональной деятельностью, ознакомиться с особенностями различных сфер профессиональной деятельности, способствовать активной адаптации на рынке труда.

  •  
згарнуць

Государственное учреждение образования «Гимназия-колледж искусств г. Молодечно»

Государственное учреждение образования «Гимназия-колледж искусств г. Молодечно» в рамках проведения профориентационной работы предлагает сотрудничество по дальнейшему трудоустройству выпускников 9-ых классов учреждений общего среднего образования вашего района для получения среднего специального образования в нашем учреждении по следующим специальностям и квалификациям: 1.5-04-0213-01 Живопись (станковая). Квалификация: Художник. Учитель. 2.5-04-0215-08 Хореографическое искусство (народный танец). Квалификация: Артист. Руководитель творческого коллектива. Учитель. 3.5-04-0215-12 Актерское искусство (драматический театр и кино). Квалификация: Артист. Руководитель творческого коллектива. Учитель.
разгарнуць

Университет гражданской защиты (УГЗ) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь приглашает для поступления ребят

У старшеклассников остается все меньше времени для того, чтобы определиться со своей будущей профессией. О том, где можно получить профессию, связанную со спасением людей, рассказал Дмитрий Николаевич при посещении школ. Университет гражданской защиты (УГЗ) Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь приглашает для поступления ребят, которые хотят связать свою жизнь с профессией спасателя. Преимущество обучения в УГЗ МЧС в том, что все курсанты обеспечиваются местами для проживания, питанием, форменным обмундированием, государственным страхованием и медицинским обслуживанием, а также денежным довольствованием. Во время учебы курсанты могут обучиться практическому вождению и получить водительское удостоверение категории «В». Выпускник присваивается офицерское звание «лейтенант внутренней службы» и гарантировано предоставляется трудоустройство. Распределяются выпускники в большинстве случаев по месту жительства или в ближайшие к нему подразделения.
разгарнуць

УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа» в 2024 году осуществляет набор абитуриентов на основе общего базового  образования

разгарнуць

Учреждение образования

«Несвижский государственный колледж

имени Якуба Коласа»

в 2024 году осуществляет набор абитуриентов

на основе общего базового  образования

 

 

 

 

Специальность

 

 

 

Квалификация

Форма и срок обучения

Условия приёма

Начальное образование

 

Учитель

Дневная бюджетная

2 года

10 месяцев

Без вступительных испытаний,  конкурс среднего балла документа об образовании

 

Дошкольное образование

Воспитатель дошкольного образования

Дневная

бюджетная,

2 года

10 месяцев

Без вступительных испытаний,  конкурс среднего балла документа об образовании

Обучение иностранному языку

(английскому)

 

Учитель

Дневная

бюджетная

3 года

10 месяцев

Без вступительных испытаний,  конкурс среднего балла документа об образовании

Обучение физической культуре

 

 

Учитель

Дневная

бюджетная,

2 года

10 месяцев

 

Экзамен по специальности (нормативы по физической культуре)

 

Дизайн

(с указанием вида)

Дизайнер, учитель

Дневная

бюджетная

3 года

10 месяцев

Экзамен по специальности (рисунок, живопись, композиция)

 

      E-mail: info@nesco.by

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СУББОТ

Дата

Тематика

Время

28.10

(суббота)

День профессиональной активности школьников «Выбираю профессию - выбираю регион»

11-00

25.11

(суббота)

День профессиональной активности школьников «PROкарьеру»

11-00

16.12 (суббота)

День профессиональной активности школьников «Горжусь профессией своей»

11-00

27.01

(суббота)

День профессиональной активности школьников «Профессия под микроскопом»

11-00

24.02

(суббота)

День профессиональной активности школьников «Профессии с перспективой»

11-00

23.03

(суббота)

День профессиональной активности школьников «В профессию через творчество»

11-00

27.04

(суббота)

День профессиональной активности школьников «Твои профессиональные горизонты»

11-00

25.05

(суббота)

Профориентационная суббота «Такая знакомая профессия»

11-00

 

 

ГРАФИК ДНЕЙ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

в 2023/2024 учебном году

Дата

 

Название мероприятия

 

27.01.2024

 

День открытых дверей «Лаборатория профориентационных идей»

 

17.02.2024

 

 

День открытых дверей «Профессиональная траектория: от школьной скамьи к  рабочему месту»

 

16.03.2024

 

День открытых дверей «Будущий профессионал – профессионал будущего»

 

20.04.2024

 

День открытых дверей «Мастерская профи»

 

18.05.2024

 

День открытых дверей «Секреты  удачного выбора профессии»

 

15.06.2024

 

День открытых дверей «Моя профессия – моя судьба»

згарнуць

Мінскі дзяржаўны абласны каледж запрашае

разгарнуць

Спасылкі на відэаролікі ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы прафесіянальна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай адукацыі

разгарнуць

Ссылки на видеоролики учреждений образования реализующие образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования

 

Учреждения образования «Марьиногорский государственный ордена «Знак Почета» аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка» https://drive.google.com/file/d/1FToQoGj5sf7BbK_xfiyKeh8LaCV7o8WV/view?usp=sharing

ГУО «Клецкий сельскохозяйственный колледж»

https://youtu.be/1hyhuhnYbAU

ГУО «Копыльский государственный колледж»  

https://youtu.be/r-jLv7oDThA 

УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Колоса»

https://www.youtube.com/watch?v=sySa2yn7aY0   

УО «Слуцкий государственный колледж  https://www.youtube.com/watch?v=XIulVwppEWQ&t=17s

УО «Борисовский государственный колледж» https://youtu.be/XpEHR7b3MOg  

УО «Смиловичский государственный колледж»

http://sgak.edu.by/ru/main.aspx?guid=4331 –

УО «Новопольский государственный аграрно-экономический колледж» https://youtu.be/o18Czhg2Ios  

УО «Борисовский государственный медицинский колледж» https://borisov-med.by/index.php/abiturientam/proforientatsiya.html

 

ГУО «Червенский строительный колледж»

https://drive.google.com/file/d/140yCVi5lX3aA-grMrzZLjVt99TsHZH4C/view?usp=sharing 

 

згарнуць

Афіцыяльныя сайты, якія ўтрымліваюць інфармацыю па прафарыентацыйнай рвбоце

разгарнуць

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

 

"ПРОФОРИЕНТАЦИЯ" сайт управления образования Минского областного исполнительного комитета

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования:www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования:  www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь:www.giac.unibel.by;

Правила приема в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования: www.ripo.unibel.by 

Правила и сроки проведения централизованного тестирования, репетиционного тестирования: www.rikz.unibel.by 

Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона: kudapostupat.by

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

 kletsk.minsk-region.by

згарнуць

Палажэнне аб мэтавай падрыхтоўцы (целевая подготовка)

разгарнуць

Исх. № 157от 11.05.2022

Руководителям учреждений 

общего среднего образования

О целевом приеме в 2022 году

Управление по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома на основании письма Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 03-01-13/4126/дс/ «Об установлении количества мест на условиях целевой подготовки» сообщает, что в соответствии с Правилами приема лиц для получения высшего образования I ступени, Правилами приема лиц для получения среднего специального образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80, Правилами приема лиц для получения профессионально-технического образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 953, с учетом заявок от организаций-заказчиков кадров приказом Министра образования от 28.04.2022 № 282 (прилагается) установлено количество мест на условиях целевой подготовки специалистов и рабочих в 2022 году в рамках контрольных цифр приема в дневной форме получения образования.

Обращаем внимание, что в соответствии с поручениями Совета Министров Министерству образования совместно с заинтересованными поручено увеличить долю целевой подготовки специалистов для отраслей экономики, а также обеспечить конкурсную ситуацию при приеме на условиях целевой подготовки.

 

Приказ Министра образования от 28.04.2022 № 282

Об установлении количества мест на условиях целевой подготовки

 

згарнуць

Установы адукацыі Мінска і Мінскай вобласці

разгарнуць

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

Минский государственный колледж пищевой промышленности 

Минское государственное областное училище олимпийского резерва

Борисовский государственный политехнический колледж

 Борисовский государственный колледж

Борисовский государственный медицинский колледж

Гимназия - колледж искусств г.Молодечно

Молодечненский государственный политехнический колледж

Молодечненский торгово-экономический колледж Белкоопсоюза

Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского

Молодечненский государственный медицинский колледж

Слуцкий государственный медицинский колледж

Смиловичский государственный аграрный колледж

Солигорский государственный горно-химический колледж

Солигорский государственный колледж

Жодинский государственный политехнический колледж

Несвижский государственный колледж им. Я.Коласа

Борисовский государственный ПТК лесного хозяйства

Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей

Ляховичский государственный аграрный колледж

згарнуць

Інтэрактыўны даведнік па сістэме прафесійнай адукацыі Беларусі

разгарнуць

З мэтай удасканалення дзейнасці ў сферы прафесійнай арыентацыі школьнікаў і вырашэння праблем, звязаных з паступленнем моладзі ва ўстановы прафесійнай адукацыі, Рэспубліканскі інстытут прафесійнай адукацыі размясціў даведнік абітурыенту: «Інтэрактыўны даведнік па сістэме прафесійнай адукацыі Беларусі» на сайце http://ripo.unibel.by / map.

згарнуць

УО ПТО Минской области

разгарнуць

УО ПТО (КОЛЛЕДЖИ И ЛИЦЕИ) МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

згарнуць

Спасылка на вакансіі Клецкага раёна

разгарнуць

Прафесія ЖУРНАЛІСТ

разгарнуць

В нашем проекте "Куда поступать?" мы расскажем о профессиях, которые сейчас актуальны и популярны. Сегодня поговорим о профессии журналиста:

 

Кто такой журналист?

Журналист занимается сбором, созданием, редактированием, подготовкой и оформлением информации для редакции средств массовой информации.

Где работает журналист?

Журналист может работать в печатных изданиях: газеты, журналы. В онлайн изданиях: интернет-порталы, сайты, блоги. На телевидении, радио. Также журналист может быть фрилансером и писать статьи на заказ удаленно.

Какими качествами должен обладать журналист?

Журналист должен быть активным, общительным, целеустремленным и справедливым.

Что нужно для поступления?

Получить аттестат, сдать ЦТ по русскому или белорусскому языку, по истории Беларуси и сдать два внутренних экзамена: творческое сочинение и собеседование.

Куда поступить на журналиста в Беларуси?

Журналистов готовят в БГУ, факультет журналистики. Специальности: аудиовизуальная журналистика, печатные СМИ, веб СМИ, международная журналистика, литературная работа. Квалификация: журналист. Срок обучения: 4 года на дневном отделении и 5 лет на заочном. На заочном есть только две специальности: печатные СМИ и аудиовизуальная журналистика (чередуются каждый год).

ГГУ им. Я. Купалы (г. Гродно) по специальностям аудиовизуальная журналистика и печатные СМИ. Срок обучения: 4 года.

МГУ им. А.А. Кулешова по специальности печатные СМИ. Срок обучения: 4 года.

В университете  изучают следующие предметы: История Беларуси, политология, психология, философия, социология, основы журналистики, основы творческого мастерства, основы теле- и радиожурналистики, основы полиграфии, теория журналистики, современный белорусский язык, язык и стиль средств массовой коммуникации, античная литература, русская литература, белорусская литература и другие.

Советы будущим журналистам:

Не ждите диплома

Начните публиковаться и сотрудничать со СМИ еще до поступления, а затем продолжайте это делать во время учебы. После окончания университета работодатель будет смотреть не на ваш диплом, а на ваше портфолио.

Знакомьтесь.

Ходите на мероприятия, где можете найти новые знакомства. Так вы будете иметь знакомства с людьми разных профессий и сфер интересов и задействовать их в дальнейших своих материалах.

Читайте

И не только книги, но и газеты, журналы, блоги. Набирайтесь опыта в журналистике не только через свои, но и материалы своих коллег.

Мониторьте СМИ

Журналист должен быть в курсе того, что происходит в мире, знать актуальные и волнующие людей темы. Если следить за всеми СМИ, можно научиться чувствовать аудиторию и применять это в своих текстах.

згарнуць

Клецкае аддзяленне Дэпартамента аховы МУС Рэспублікі Беларусь

разгарнуць

Электронны даведнік для абітурыентаў і іх бацькоў

разгарнуць

 

Без названияЭлектронны даведнік (https://kudapostupat.by/article/group/id/1) для абітурыентаў і іх бацькоў. Пошук па ўступных іспытаў( ЦТ), па спецыяльнасці, па кваліфікацыі. Кошт навучання. Прахадныя балы. Прафтэст. Навіна. Курсы ЦТ. Адукацыйныя цэнтры. Перападрыхтоўка. Пошук месца ў інтэрнаце. І яшчэ шмат-шмат усяго патрэбнага і цікавага

 

згарнуць

ВНУ Рэспублікі Беларусь

разгарнуць
Минск и Минская область

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Белорусская государственная академия искусств

Белорусская государственная академия музыки

Белорусский государственный аграрный технический университет

Белорусский государственный медицинский университет

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Белорусский государственный технологический университет

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Белорусский государственный университет физической культуры

Белорусский государственный экономический университет

Белорусский национальный технический университет

Военная академия Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Институт предпринимательской деятельности

Институт современных знаний имени А.М.Широкова

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь

Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова

Международный гуманитарно-экономический институт

Международный университет "МИТСО"

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Минский государственный лингвистический университет

Филиал БНТУ г. Солигорск

Частное учреждение образования "БИП - Институт правоведения"

 

 
Брест и Брестская область
Минск и Минская область

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Белорусская государственная академия искусств

Белорусская государственная академия музыки

Белорусский государственный аграрный технический университет

Белорусский государственный медицинский университет

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка

Белорусский государственный технологический университет

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Белорусский государственный университет физической культуры

Белорусский государственный экономический университет

Белорусский национальный технический университет

Военная академия Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Институт предпринимательской деятельности

Институт современных знаний имени А.М.Широкова

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь

Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова

Международный гуманитарно-экономический институт

Международный университет "МИТСО"

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Минский государственный лингвистический университет

Филиал БНТУ г. Солигорск

Частное учреждение образования "БИП - Институт правоведения"

 

згарнуць

УО ССО (колледжи)

разгарнуць

 

  УО ССО (колледжи) Беларуси https://kudapostupat.by/zavedeniya/suz
 

 

 

згарнуць

Абітурыенту

разгарнуць

  ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПРОВОДЯТ НАБОР

Для поступления необходимо обратиться в военный комиссариат по

месту жительства до 8 мая.

Порядки приема и специальности обучения размещены на

официальном портале Министерства обороны Республики Беларусь в разделе «Военное образование» ( https :// www . mil . by / ru / education ) и на сайтах учреждений высшего образования, в состав которых входят военные факультеты.

Дорогие выпускники!

Выбрав профессию ОФИЦЕРА, Вы овладеете престижной и востребованной специальностью, которая позволит с уверенностью смотреть в будущее.

После окончания учреждения высшего образования военного профиля

Вас ждет:

присвоение воинского звания «лейтенант»;

гарантированное трудоустройство;

профессиональный и карьерный рост;

высокий социальный статус офицера;

стабильное и достойное денежное довольствие;

получение льгот и социальных гарантий; бесплатное медицинское

обслуживание;

ежегодный отпуск от 30 до 45 суток;

предоставление жилья или компенсация аренды;

льготное кредитование при строительстве жилья.

 

 

  

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключенія.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной  подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной  части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. 

            Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

   

  

 

Белорусский государственный технологический университет приглашает на день открытых дверей

раскрыть »

Информация для вас от БГТУ

раскрыть »

 

 

 

 

Кем быть?

раскрыть »

Как правильно выбрать профессию

раскрыть »

Пути получения профессии

раскрыть »

Ключевые факторы и критерии, определяющие успех в карьере.

раскрыть »

10 профессий, ради которых стоит отказаться от высшего образования

раскрыть »

Цена карьеры. За все надо платить.

раскрыть »

Государственный комитет судебных экспертиз предлагает

раскрыть »

Где узнать про профессии

раскрыть »

Сайты по профориентации

Официальные сайты РБ, содержащие информацию по профориентационной работе:

  • Министерства образования Республики Беларусь:  edu.gov.by
  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
  • Национального института образования: www.аdu.by
  • Академии последипломного образования: www.academy.edu.by
  • Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by
  • Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь находится на сайте: www.abiturient.by (сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса)

Словари, справочники о профессиях

Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:

  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь http://www.mintrud.gov.by

 

Кем быть? Где учиться? Как поступить?

Ответить на эти вопросы Вам поможет

Республиканский веб-сайт АБИТУРИЕНТ.BY

 

 

Нарматыўнае забеспячэнне прафарыентацыйнай работы

 

Куда пойти учиться (http://adu.by/ru/ucheniky/kuda-pojti-uchitsya.html)

В разделе размещен каталог сведений об учреждениях образования Республики Беларусь, электронное издание для поступающих на IT-специальности

 

згарнуць

Парады выпускніку

разгарнуць

Профориентация школьников

 СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКУ, ВЫБИРАЮЩЕМУ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — трудный и важный шаг в твоей жизни. Не выбирай будущую профессию случайно. Доверься профессионалам. Обдумай свой выбор с учетом своих способностей, внутренних убеждений , реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

Для этого используй следующие советы:

- обдумай свои хобби, интересы, увлечения — они могут стать твоей профессией.

- Взвесь свои сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

- Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Читай больше книг, статей, журналов.

- Общайся с людьми избираемых профессий, совершай экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда.

- Посещай дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию.

- Сравни свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбираешь.

- Если ты принял решение — не отступай, иди решительно к намеченной цели.

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

-что я хочу;

-что я есть;

-что я могу;

-что от меня потребует работа и коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоятельности, инициативности, выдержки, настойчивости.

 ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

выбор профессии за компанию;

ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

незнание или недооценка своих физических особенностей;

незнание или недооценка своих психологических особенностей;

неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

увлечение только внешней стороной профессии;

предубеждение в отношении престижности профессии;

незнание требований профессии к человеку.

ВЫБИРАЕМ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

 

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

Адрес учебного заведения и его полное название?

ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?

Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?

Твои любимые учебные предметы?

Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

О какой работе ты мечтаешь?

Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет?

Какая работа была бы для тебя идеальной?

Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?

Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?

Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

Главное, спланируй ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуй!

Новые профессии Беларуси

За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появилось множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Новые профессии устойчиво заняли свое место под солнцем и вполне успешно развиваются. О некоторых из них можно прочесть в этой статье.

Еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы. За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появилось множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Некоторые (например, системный администратор, веб-дизайнер) связаны с развитием в стране компьютерных технологий и Интернета, некоторые же (риэлтер) раньше у нас были попросту невозможны ввиду совсем иного социально-экономического строя. Так или иначе, многие новые профессии устойчиво заняли свое место под солнцем и вполне успешно развиваются. О некоторых, на наш взгляд, наиболее примечательных мы и поведем наш рассказ.

РИЭЛТЕР (агент по недвижимости)

Активно развиваться эта профессия в Беларуси начала после того, как в конце 80 -- начале 90-х стало наконец возможным для физических и юридических лиц проводить операции с недвижимостью (купля-продажа). По оценкам специалистов, в крупных белорусских городах на сегодняшний день приватизировано около 70% жилого фонда. О бурном развитии этого сегмента рынка говорит и тот факт, что сегодня в республике насчитывается более двухсот агентств недвижимости. Неудивительно, что специалисты по оказанию данного вида услуг пользуется все большим спросом.

В задачу риэлтера входит юридически грамотное оформление сделки, ее полное технологическое сопровождение. Работодатели считают, что наиболее способны к этой профессии женщины от 22 до 45 лет. У них выше чувство ответственности, более высокая способность к обучению. В работу агента по недвижимости неплохо включаются люди, имеющие опыт в коммерческой деятельности, в области сетевого маркетинга и продаж, поскольку обладают таким ценным качеством, как чувство клиента. В риэлтеры весьма успешно переквалифицируются бывшие работники социальной сферы, страховые агенты, учителя, психологи, которых в последнее время подготовлено чересчур много. Их главный козырь - умение общаться, убеждать.

ДИ-ДЖЕЙ

Отечественный FМ-рынок начал развиваться 10 лет назад. И в эфире на частоте FМ появилось порядка 10 радиостанций, что стало предпосылкой для формирования совершенно новой для нас профессии ди-джея (DJ). Ее без преувеличения можно назвать одной из самых престижных (особенно среди молодежи). Правда, многие в то же время считают ее не совсем серьезной. Мол, что может быть проще сидеть у микрофона и нести разную чепуху в эфир и при этом ставить музыку, которая нравится.

Какого-то специального учебного заведения, в котором бы готовили DJ, как и в случаях с некоторыми другими новыми профессиями, у нас нет. Возможно, именно поэтому столь остро ощущается дефицит профессиональных ведущих. Некоторые радиостанции сами пытаются выращивать ди-джеев, некоторые же попросту перекупают наиболее талантливых у конкурентов. Потому-то и наблюдается ситуация, когда многие DJ, словно кузнечики, прыгают с одной частоты на другую. Время от времени радиостанции проводят конкурсы ведущих, отбирая из сонмища претендентов лишь единицы. Причем критерии отбора везде могут отличаться. Так или иначе, но одно из основных требований для работы DJ -- наличие высшего гуманитарного образования, предполагающее культуру языка, умение грамотно формулировать свои мысли перед микрофоном, хорошая дикция. Еще одно непременное условие -- знание английского, для того чтобы ведущий мог точно прочитать название композиции и правильно ее произнести. Кроме того, он должен ориентироваться в музыкальных направлениях, обладать широким кругозором. Ну и естественно, голосовые данные человека. Хотя здесь у каждой радиостанции свои вкусы и предпочтения. Иногда в эфире встречаются очень специфические голоса.

Деятельность на радио для наиболее успешных DJ является стартовой площадкой для работы на ТВ, некоторых приглашают вести шоу-программы в модных ночных клубах, участвовать в разных культурных мероприятиях и т.д.

КРУПЬЕ

Игорный бизнес существует около четырехсот лет, однако в Беларуси первые казино появились сравнительно недавно - в начале 90-х, после поднятия "железного занавеса", ограждавшего советских граждан от всякого рода капиталистических соблазнов. Еще достаточно молодой у нас можно назвать и профессию крупье - ключевую фигуру казино. Он выступает в роли ведущего, меняет деньги на фишки, предлагает делать ставки. Основные требования, предъявляемые обладателям этой профессии, это математические способности, высокая координация движений рук. Возрастные критерии - от 18 до 25 лет. Обычно некоторые казино раз в год (или по мере необходимости) проводят наборы в школу по подготовке крупье. Обучение длится около 4 месяцев, включает доскональное изучение правил игры (в основном это рулетка, покер и блэкджек), отработку основных элементов: умение делать шафл (тасовать карты), быстро и правильно их раскладывать, правильно "нарезать" жетоны, чиповать (собирать фишки). Ну и самое главное - умение быстро считать, что особенно важно при игре в рулетку, где необходимо наизусть знать таблицу умножения до двадцати, высчитывать разные комбинации чисел.

МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ

Сейчас на рынке труда представлено множество вакансий, объединенных общим словом "менеджер" (переводится как "управляющий"). Среди них одна из самых распространенных - менеджер по рекламе. Надо сказать, что сегодня рекламный рынок страны - это активно развивающийся сегмент национальной экономики. На начало 2001г. насчитывалось 718 субъектов хозяйствования (агентств), имеющих отношение к рекламе, из них более половины (421) в Минске. Рекламный рынок - это целая индустрия. В нее входят телевидение, радио, газеты и журналы, наружная реклама, реклама в Интернете и кинотеатрах, социальная и государственная реклама, производство рекламной продукции, выставочная деятельность, рекламное творчество и многое другое. Структура рекламного рынка носит социальный характер и включает в себя все общество.

В этой связи можно констатировать, что менеджеры по рекламе требуются везде. Наиболее распространенные адреса - торговля и СМИ. Работая в торговой организации, менеджер по рекламе планирует и проводит рекламные компании своей фирмы, а также оценивает их эффективность. У менеджера по рекламе в СМИ (в газетах, журналах, на телевидении, в последнее время даже в Интернете) в обязанности входит поиск заказчиков, продажа рекламных площадей и заключение договоров. Но где бы ни трудился менеджер по рекламе, он всегда должен иметь собственный план работы и максимально проявить себя. К менеджеру по рекламе предъявляют следующие требования: высшее образование, общительность, доброжелательность, настойчивость, энергичность. Желателен опыт работы в этой сфере, наличие собственной клиентской базы и связей в СМИ, умение работать на компьютере. Среди агентов по рекламе можно встретить представителей самых разных профессий, однако чаще всего это бывшие учителя, психологи, журналисты...

РЕКРУТЕР

Появление этой профессии связано с активным развитием в стране кадрового бизнеса вообще и рынка кадровых агентств, в частности (на сегодняшний день их насчитывается уже более полутора десятков). Рекрутер - это человек, подыскивающий для организации или компании по ее заказу того или иного работника. Зачастую кадровым агентствам приходится заниматься поиском специалистов, обладающих редкими знаниями, специфическими квалификациями, имеющих профессиональный опыт в какой-то узко специализированной сфере. Такой вид поиска называется хэд-хантингом (в переводе с английского -- охотник за головами). В данном случае используется весь инструментарий охоты за ценным сотрудником - от поиска информации об интересующем человеке по самым разным каналам до звонков и встреч с ним под различными предлогами. Как рассказала мне представитель одного из минских кадровых агентств, иногда случаются истории с почти детективным сюжетом. Под предлогом просьбы о консультации и ссылаясь на общих, иногда мнимых знакомых, необходимо заставить потенциального кандидата встретиться на нейтральной территории, в парке или кафе. Сделать это достаточно непросто, так как такой человек не заинтересован в поиске новой работы и не собирается ничего менять. В процессе беседы нужно найти такие аргументы, чтобы заинтересовать его новыми перспективами и убедить в пользу нового предложения. Кстати, в московских агентствах нередки случаи, когда за тем или иным человеком порой приходится летать по всему миру - в Египет, Англию, Канаду.

Надо заметить, что в Беларуси официально профессии рекрутера нет, хотя деятельность, связанная с привлечением, отбором и наймом персонала активно существует. Близкими к рекрутингу специальностями являются должности руководителя служб управления персоналом, специалиста по кадрам и профориентации, агента по трудовым договорам и найму. Основные требования, предъявляемые к рекрутерам - обучаемость, активность, коммуникабельность, презентабельность. Как показывает практика, большинство из них - молодые люди до 30 лет, многие имеют психологическое или педагогическое образование, что является очень важным при работе с клиентом.

WЕB-ДИЗАЙНЕР

Вряд ли сильно погрешим против истины, если скажем, что одним из величайших изобретений ХХ века стало создание Интернета - всемирной сети, посредством которой можно найти практически любую интересующую информацию, пользоваться электронной почтой, смотреть прямые трансляции в режиме реального времени и многое другое. В Беларуси Всемирная паутина широкое распространение получила всего несколько лет назад, однако уже успела завоевать огромную популярность, количество пользователей Глобальной сети постоянно растет. В этой связи возрастает значение профессии веб-дизайнера, в обязанности которого входит разработка и создание веб-страниц -- важной составной части Интернета. Сегодня во Всемирной паутине размещают свои собственные сайты главы государств, политики, организации, компании, актеры, музыканты и даже спецслужбы мира (такие, например, как ЦРУ, ФСБ, СИС), электронные версии имеют различные периодические издания, спортивные команды, простые граждане. Для того, чтобы заниматься wеb-дизайном, необходимы навыки программирования для веб (СGI/Реrl, РНР, Jаvа), знание языка НТМL, владение графическими программами (Соrеl, РhоtоShор), кроме того, иметь образование дизайнера.

Надо сказать, что процесс создания сайтов достаточно трудоемкий. На разработку одного солидного портала уходит в среднем 2 месяца. Впрочем, его постоянное усовершенствование продолжается и по окончании работы.

Зачастую опытные веб-дизайнеры (например, в редакциях газет) совмещают работу с должностью системного администратора, еще одной активно развивающейся профессией новой Беларуси. Говоря языком должностных инструкций, в его обязанности вменяется "поддержание в рабочем состоянии и текущая модернизация аппаратно-программного вычислительного комплекса предприятия". То есть системный администратор должен разбираться как в "железе" - компьютерах, периферийном, сетевом и офисном оборудовании, так и в программном обеспечении, обладать определенными навыками программирования.

Пока не все профессии, о которых мы рассказали выше, можно сегодня освоить в учебных заведениях страны. Одна из причин в том, что система образования еще попросту не успела сориентироваться в быстро меняющейся конъюнктуре рынка труда. Впрочем, отнюдь не во всех случаях уместно вести речь о поточной подготовке тех или иных специалистов. Вспомним, какой бум в середине 90-х был на профессии юриста, психолога, экономиста, бухгалтера. В результате их было подготовлено значительно больше, чем требовалось, что привело к безработице среди обладателей данных специальностей. К слову, многие экономисты, психологи, юристы, не нашедшие применения по профессии, впоследствии перешли работать в кадровый, рекламный бизнес, занялись индивидуальным предпринимательством.

Многие динамично развивающиеся компании самостоятельно проводят наборы сотрудников на ту или иную специальность с последующей подготовкой. В частности, это касается риэлтеров. Обучить этой профессии берутся сами агентства по недвижимости, заинтересованные в расширении штата специалистов. То же можно сказать и о профессии крупье (кстати, официально она называется "дилер казино").

СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ. ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТРУДА

Сокращение численности трудоспособного населения страны негативно отражается не только на деятельности организаций, но и на состоянии тех отраслей экономики, в которых работают высокопрофессиональные специалисты. Автор данной статьи рассматривает основные тенденции, сложившиеся на рынке труда к настоящему времени, и делает краткий обзор специальностей, востребованных в сфере экономики и финансов.

В настоящее время в сфере финансов и экономики растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но привлечь их становится все сложнее: большинство профессионалов, заинтересованных в смене работы, имеют сразу несколько предложений от работодателей. Все еще сохраняется разрыв в уровне заработной платы сотрудников российских и зарубежных компаний, но постепенно он сокращается. Современный рынок труда в РБ все больше становится рынком кандидатов. Заработная плата является основным мотивирующим фактором для финансовых специалистов, что приводит к росту оплаты труда и формированию не всегда адекватных ожиданий относительно уровня зарплаты. На сегодняшний день не работодатель выбирает специалиста, а специалист - работодателя. Возможность предложить более привлекательный, по сравнению с конкурентными, компенсационный пакет является главным преимуществом компаний, желающих привлечь лучших специалистов.

СПЕЦИАЛИСТЫ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ

В банковском секторе растет спрос на специалистов, занимающихся продвижением и продажей банковских услуг, а также обслуживанием клиентов. Наибольшее число вакансий на стартовые позиции — это сотрудники фронт- и бэк-офисов. На эти должности приглашают специалистов с высшим финансовым или экономическим образованием. Востребованы также специалисты в сфере кредитования юридических и физических лиц. Растет потребность и в специалистах, занимающихся оценкой движимого и недвижимого имущества предприятий и физических лиц. Потребность предприятий в привлечении инвестиций способствует увеличению спроса на специалистов в области ценных бумаг, заработная плата которых состоит из фиксированного оклада и процентов от сделок. В связи с открытием новых филиалов и отделений банков растет число вакансий на руководящие должности, требуются специалисты, занимающиеся управлением и мотивацией персонала, продажей банковских услуг.

СПЕЦИАЛИСТЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ СФЕРЫ

По-прежнему востребованы специалисты в бухгалтерской сфере: главные бухгалтеры, их заместители, старшие бухгалтеры, бухгалтеры, занимающиеся приходно-расходными операциями. Причем намечается тенденция к специализации сотрудников этой сферы. Сегодня квалифицированный бухгалтер должен знать не только методологию бухгалтерского учета, но и различные схемы налогообложения, методы налогового планирования, гражданское и административное законодательство; а также иметь практический опыт работы в качестве бухгалтера в одной или нескольких отраслях (производство, строительство, оптово-розничная торговля, услуги, развлекательный бизнес, общественное питание, страховой бизнес и др.).

Необходимо, чтобы бухгалтер мог ориентироваться в справочно-правовых системах («Гарант», «Консультант Плюс») и знал одну или несколько специализированных бухгалтерских программ: «1С», «Галактика», «Парус» и др.

Время, когда бухучет вели специалисты, окончившие краткосрочные бухгалтерские курсы, прошло. Требования работодателей к уровню образования бухгалтера сегодня — это наличие не только высшего экономического образования, но и аттестата профессионального бухгалтера. Для компаний, работающих с иностранными партнерами, важно, чтобы бухгалтер владел как отечественной, так и западной системой отчетности, а также английским языком на рабочем уровне. Знание международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) все больше становится востребованным и в крупных российских компаниях в связи с их переходом на эту форму отчетности.

Бухгалтер, ведущий учет на том или ином участке по российским стандартам учета и отчетности, получает заработную плату от $700-800 до $1200; бухгалтер, знающий отчетность по западным стандартам (GAAP, IAS) и специальные бухгалтерские программы (Axapta, SAP, Scala), получает в среднем $1500. Зарплата главного бухгалтера крупной компании, знающего международные стандарты финансовой отчетности, составляет $2000-4000, главный бухгалтер маленькой российской компании может зарабатывать от

1000$. Заместитель главного бухгалтера должен обладать теми же знаниями и навыками, что и главбух. Его заработная плата в крупной компании может составлять $1500-3000.

СПЕЦИАЛИСТЫ АУДИТОРСКИХ ФИРМ

В связи с необходимостью проводить внешние аудиторские проверки, в аудиторско-консалтинговых компаниях растет спрос на аудиторов, специалистов в области оптимизации налогообложения (налоговых консультантов), методологов, занимающихся разработкой методик бухучета и налогообложения, специалистов в сфере управленческого консультирования, налогового права.

В настоящее время аудит — это комплексная проверка деятельности предприятия группой специалистов. Главная задача внешнего аудита — установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и дать рекомендации по оптимизации бухучета и налогообложения. Соответственно, аудитор — это финансовый ревизор.

Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной (инициативный аудит). Добровольный аудит проводится по инициативе руководства предприятия для обнаружения возможных ошибок на случай внезапной проверки налоговой инспекции, а также для того, чтобы определить состояние дел в компании. Бывают выборочные проверки (за тот или иной период) и сплошные, а также тематические (проверка определенного участка бухгалтерии, например, приходно-расходных операций). Налоговый аудит — это контроль правильности расчета налогов и налоговой отчетности.

Как правило, это специалисты с высшим экономическим или финансовым образованием, имеющие сертификат аудитора и опыт проведения аудиторских проверок.

На крупных предприятиях отмечается усиление системы внутреннего контроля. Это приводит к увеличению спроса на внутренних аудиторов. Востребованы также специалисты в области методологии бухгалтерского, управленческого и финансового учета.

Внутренний аудит (в отличие от внешнего) проводится службой внутренней ревизии, занимающейся проверкой и оценкой деятельности предприятия ежедневно. Его результаты являются объективным источником информации, помогают собственнику или топ-менеджеру оценить ситуацию в компании и качество выполнения принятых управленческих решений.

В связи с переходом многих российских компаний к международной системе отчетности все большим спросом на сегодняшний день пользуются специалисты по трансформации российского бухучета (для соответствия его стандартам международной финансовой отчетности). Особенно востребованы специалисты с опытом работы в крупных аудиторских компаниях. На современном рынке труда ощущается дефицит этих специалистов, т. к. в программу их подготовки входят многоступенчатая сдача экзаменов и получение международного сертификата. Потребность в специалистах по МСФО будет расти и дальше в связи с обязательным переходом в ближайшем будущем российских предприятий на международную систему бухучета и отчетности.

СПЕЦИАЛИСТЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

По-прежнему высок спрос на финансовых специалистов, занимающихся бюджетированием, финансовым планированием и контролем, отслеживанием движения финансовых потоков — финансовых контроллеров и аналитиков, специалистов казначейства.

В настоящее время очень популярна профессия финансового директора, одного из главных топ-менеджеров предприятия. Размер его зарплаты может варьироваться, в зависимости от опыта, знаний, наличия диплома MBА, западных сертификатов, уровня владения английским языком.

Появление в компании должности финансового директора свидетельствует о том, что предприятие развивается, ему необходимы новые современные инструменты финансового контроля, соответствующие требованиям международных стандартов. Крупные холдинги стремятся найти на эту должность специалиста с многолетним опытом работы в качестве финансового директора в крупных компаниях.

Работа финансового директора заключается в управлении финансовыми потоками и начинается с создания и оптимизации системы контроллинга на предприятии, постановки управленческого учета, с помощью которого будет проводиться анализ финансовой деятельности предприятия. Все решения принимаются с учетом финансовых показателей, влияющих на финансовое состояние компании, информации, отраженной в финансовых отчетах. Если основная функция бухгалтера состоит в том, что он регистрирует уже свершившиеся факты и рассчитывает налоги в рамках действующей системы налогового учета, то задача финансового директора — планирование будущего, т. е. бюджетирование и налоговое планирование.

В настоящее время в крупных российских компаниях действует финансово-экономическая служба, в которой четко разграничены функции контроллинга и управления. Департамент учета и планирования под руководством главного бухгалтера выполняет функцию контроллинга. За управление финансами отвечает финансовый отдел под руководством финансового директора. В круг обязанностей данного отдела входят:

  • определение порядка взаиморасчетов и очередности текущих платежей  (казначейская функция);
  • привлечение денежных ресурсов в компанию, получение кредитов (фандрайзинг);
  • нормирование финансовой деятельности компании (ограничение затрат, контроль за запасами, оборотным капиталом, дебиторской задолженностью);
  • экспертиза инвестиционных проектов (оценка рисков);
  • налоговое планирование.

РЕКРУТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ

Наиболее быстрый и надежный способ найти высококвалифицированного специалиста (в том числе и финансового) — это обращение в кадровое агентство, имеющее соответствующую специализацию, базу данных резюме успешных профессионалов, работающих в данной сфере и рекрутеров, обладающих знанием этого сегмента рынка, опытом поиска и подбора специалистов данного профиля и владеющих необходимыми рекрутинговыми технологиями. В среднем стоимость подбора квалифицированного специалиста составляет 15-20% от его годового дохода, а подбор топ-менеджера — 30% от его годового дохода с частичной предоплатой (если используется прямой целевой поиск и «переманивание» работающего специалиста — хэд-хантинг). Однако сотрудничество с агентством по подбору персонала значительно экономит время, позволяя HR-службе предприятия заниматься другими вопросами: обучением, разработкой мотивационных схем, созданием кадрового резерва, построением корпоративной культуры компании и т. д. Кроме того, рекрутинговое агентство курирует деятельность трудоустроенного специалиста во время его испытательного срока, способствуя более быстрой его адаптации к условиям работы, и обязуется найти другого кандидата в случае, если данный сотрудник не будет соответствовать основным требованиям компании или уволится по собственному желанию. Нужно понимать, что средства, потраченные на подбор высокопрофессиональных специалистов — это не расходы, а инвестиции, т. к. размер убытков, которые приносит деятельность недостаточно квалифицированного сотрудника, может быть на порядок выше.

МЕДИАПЛАННЕР

Эта профессия относится к сфере рекламного бизнеса. Медиапланнер намечает для клиента последовательность действий рекламной кампании, которые приведут к увеличению объема продаж.

Например, в рекламное агентство обратилась фирма, торгующая электрическими чайниками. Ей надо донести до клиента информацию о своем товаре. Сведения о потенциальном покупателе медиапланнер берет из маркетингового отдела. Если он опытен, то и сам может воспользоваться нужными программами, чтобы определить эту, так называемую, целевую группу. В случае с чайниками целевой группой оказываются женщины среднего достатка в возрасте от 25 до 45 лет. Теперь надо вычислить те средства массовой информации, которые больше всего их интересуют. В этом могут помочь данные компьютерной программы Palo mars, хранящей рейтинги телеканалов, а также программы Galileo, где собраны рейтинги печатных изданий. При этом надо учитывать целый набор параметров. Если говорить о телевидении, то это, во-первых, охват каналов за день или за неделю, во-вторых, его доля среди других каналов, то есть, сколько представителей целевой группы будет в конкретный промежуток времени обращаться к нему одновременно. В-третьих, надо выяснить ценовую политику канала или издания. Рекомендации должны быть как можно более конкретны. Когда речь идет о радио и телевидении, надо указывать не только каналы, но и программы, на которые обратит внимание целевая группа.

Четких требований к образованию здесь нет, хотя наличие у соискателя диплома технического вуза говорит в пользу его математических навыков и способностей. А без хороших отношений с математикой человек вряд ли состоится как медиапланнер. Помимо математической предрасположенности есть еще одно важное условие - обязательный для профессии общий кругозор. Так как работать предстоит со средствами массовой информации, нужно представлять себе их направленность. Понимать, какие события социальной жизни могут вызвать повышенный интерес людей к газетам, радио и телевидению. Еще нужно ориентироваться в общественных вкусах и предпочтениях, видеть разницу между аудиториями самых разнообразных СМИ. Есть также и третье условие - владение компьютером на уровне пользователя. Впрочем, сегодня оно обязательно для каждого хоть сколько-нибудь делового человека.

СТИЛИСТ

Сама эта профессия намного старше своего определения. Художники театра и кино, например, тоже создают полностью весь образ персонажа — от макияжа до костюма — и способны перевоплотить актера из одной личности в другую посредством трех основных составляющих: одежды, прически и макияжа. В соответствии с теми же тремя китами красоты сегодня выделяют и три специализации профессии стилиста, которые могут существовать и как абсолютно самостоятельные виды деятельности:

  1. дизайн одежды;
  2. парикмахерское искусство;
  3. визаж.

Во многих учебных заведениях уже имеется курс «Стилист» или «Стилист-имиджмейкер». Подобное образование получают либо комплексно, по всем трем направлениям профессии, либо поэтапно, развернуто по каждому из них. Так как специальность эта у нас достаточно новая, развивающаяся, пока сложно сказать однозначно, каким путем лучше идти к намеченной цели. Специфика данной деятельности — в огромном объеме знаний, умений, мастерства, которые сегодня постоянно меняются, совершенствуются в силу появления новых технологий и визуальных решений. За всеми новинками нужно постараться уследить. Во многом поэтому абитуриенты часто решают получать образование поэтапно по каждой из трех основных направлений профессии.

Визажист-стилист — специальность, пришедшая из мира театра и кино и призванная осуществлять коррекцию имиджа клиента средствами косметологии, то есть грамотно скрывать недостатки и подчеркивать достоинства его лица.

Парикмахер-стилист отличается от обычного парикмахера тем, что способен создать эксклюзивную прическу, отвечающую последним тенденциям моды, опираясь на широкие знания в области техники стрижки, окрашивания и укладки. Он не станет пытать клиента, что именно сделать с его шевелюрой. Навыки в области диагностики структуры волос, внешности человека позволяют мастеру предлагать индивидуальные стилистические решения, подчеркивающие направление моды и общий стиль клиента: манеру одеваться, держать себя в обществе, специфику его должности и многое другое.

Дизайнер одежды — профессия, включающая в себя три направления: шитье, вязание и рукоделие. Эта специальность дает необходимое стилисту представление о типах фигуры, знания по истории костюма, модные тенденции в моделях одежды, тканях, аксессуарах. Специальность дизайнера одежды, или, как еще говорят, художника одежды часто становится у начинающего стилиста первой.

ДИЗАЙНЕР ГРАФИКИ

По словам известного американского дизайнера Чарльза Имза, "дизайн - это выражение замысла". Можно сказать, что работа дизайнера тесно связана с "овеществлением" концепции создаваемого продукта или услуги. Сегодня все большее внимание уделяется стилю компании, продвигаемому бренду. Доведение до потребителей сущности бренда, или создания одного из элементов бренда - фирменного стиля - возможно через образ, вид предоставляемой продукции или интерьер компании. В дизайнерское решение закладывается не только стремление сделать вещь более красивой или удобной с конструкторской точки зрения, но "концептуально определить" ее. Взгляд дизайнера сопровождает вещи с момента их создания до приобретения. Первоначально дизайнеры создают проект, форму, определяют текстуру и цветовую гамму. Далее, дистрибьюторы и продавцы особое внимание уделяют упаковке, а также сочетанию, формированию ассортимента и расстановке продаваемых вещей.

"Поле" приложения дизайнерских знаний и идей грандиозно - это фактически все, что окружает нас. Существуют дизайнеры одежды, аксессуаров и украшений, интерьеров, мебели, ландшафтные дизайнеры, Web-дизайнеры, дизайнеры-проектировщики, занятые в любом из видов производства.

На сегодняшний день большинство компаний уделяют значительное внимание своему имиджу и фирменному стилю, поэтому специалисты, которые могут грамотно и со вкусом создать неповторимый образ, становятся все более востребованными. В частности достаточно высок спрос на дизайнеров графики. Графический дизайн включает в себя дизайн упаковки, рекламной (буклеты, открытки, POS-материалы, визитки) и полиграфической (журналы, каталоги, книги) продукции.

Функциональные обязанности графического дизайнера может варьироваться в зависимости от типа компании (рекламное, полиграфическое агентство, издательство и т.д.), однако можно выделить основные задачи и этапы деятельности дизайнера. Прежде всего, дизайнер разрабатывает концепцию создаваемой рекламной или полиграфической продукции. В этом ему может помочь служба маркетинга и бренд-менеджер, которые разрабатывают фирменный стиль компании и хорошо знают "облик" конкурентов - их логотипы и внешнее оформление. Дизайнер, работающий в издательствах печатной продукции должен первоначально ознакомиться с тематическим содержанием книги, нового номера журнала или газет, чтобы создать соответствующий графический образ в рамках принятого стиля. Дизайнер по упаковке также должен работать в тесном контакте с маркетологов, поскольку упаковка - один из важных инструментов маркетинговой коммуникации. Покупатель «встречает» товар по упаковке, поэтому значительную роль играет то, какая информация размещена на ней и в какой форме она представлена. После определения концепции и стиля дизайнер выполняет технологические задачи допечатной подготовки. Допечатная подготовка предполагает создание макета графической продукции.

На этом этапе дизайнер не только разрабатывает графический образ, но и определяет технологические средства, режимы и способы создания макета, поскольку от выбора многих параметров зависит качество печати. Дизайнер должен предусмотреть все возможные сложности, которые могут возникнуть при печати. Также необходимо решить вопросы технологической совместимости программных средств разработчика и типографии, а также использовать те цветовые настройки, размеры макета, которые соответствуют формату, использующемуся в издании. Необходимо, чтобы версия и платформа программного обеспечения соответствовали тем, которые установлены в репроцентре.

Создавая макет, дизайнер должен выбрать те инструменты и настройка программных продуктов, которые позволят добиться идентичной печати макета в различных условиях производства. Вопрос заключается не только в технологической совместимости различных программных продуктов, но и в физике формирования изображения для монитора и печатного устройства, а также в цветовом преобразовании графической информации при печати.

В большинстве случаев дизайнер - это специалист с художественным образованием. Для выполнения своих функций дизайнеру требуются профессиональные и личностные качества, описанные ниже.

Для выполнения работ дизайнеру по графике необходимо знать:

  • технологии допечатной подготовки (общие принципы подготовки макета)
  • программы векторной графики (CorelDraw, Free HAND, Illustrator), требования к векторным изображениям, рекомендуемые форматы сохранения векторных данных (PS/EPS, а также PDF)
  • основы и программы растровой графики (Adobe Photoshop, Corel Photo Paint, Painter), требования к растровым изображениям и форматы сохранения данных (рекомендуется хранить растровые файлы в форматах TIFF, EPS, PSD)
  • программы верстки (Adobe PageMaker 7);
  • требования, предъявляемые издательствами к принимаемым макетам, сверстанным в одной из распространенных программ макетирования страниц;
  • этапы полиграфического процесса, особенности цветоделения и растрирования, направления и стили современных цветовых композиционных приемов.

Кроме технологических приемов дизайнер должен владеть основами брендинга, маркетинга, концептуального проектирования. Полезным представляется знание психологических приемов цветового воздействия.

Дизайнер должен обладать не только теоретическими знаниями, но и талантом их претворения в жизнь. Творческое, креативное мышление необходимо при разработке концепции и формировании образа. Дизайнеры графики работают с программными продуктами и оборудованием, которое имеет высокую скорость модификации, поэтому для дизайнера важна склонность и желание к постоянному обучению.

Сейчас на рынке труда наблюдается увеличение спроса на специалистов дизайнерских профессий, в том числе и на дизайнеров графики.

 

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы

Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.

Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.

Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.

Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.

Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.

География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешне-экономическая деятельность. Научная работа и преподавание.

История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.

Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.

Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.

Хореография. Исполнители. Преподаватели.

Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.

«Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

Трудности профессионального самоопределения

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе?

Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель.

Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного.

Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, техникума. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

  • репутация вуза и конкурс,
  • мнение друзей, родителей,
  • стоимость обучения и т.д.

Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Факторы выбора профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):

  1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Девять шагов к взвешенному решению

Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

В Беларуси назвали самую востребованную профессию будущего

По оценке экспертов Парка высоких технологий (ПВТ), в 2018 году самыми востребованными специальностями будут «инженер-программист» и «математик».

Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказали в Парке высоких технологий во время традиционной акции «День знаний в ПВТ».

    «К 2018 году самыми востребованными специальностями в Беларуси, да и, наверное, во всем мире, будут “инженер-программист” и “математика”. На них в совокупности придется 60% спроса, а также на специальность “инженер-системотехник” — 14%, “инженер по IТ” — 9%», — рассказал начальник отдела маркетинга и развития администрации Парка высоких технологий Юрий Деревянко.  

На селе сохраняется повышенный спрос на инженеров, главных инженеров (на 15 безработных — 126 вакансий). В неизменном приоритете для сельских нанимателей — зоотехники, главные зоотехники, зоотехники-селекционеры (на 10 безработных — 307 предложений рабочего места), ветврачи, главные ветврачи (3 и 302) и ветфельдшеры (5 и 124), агрономы, главные агрономы (20 и 135).

На селе среди самых дефицитных рабочих профессий — трактористы (на 95 безработных приходится 434 вакансии), трактористы-машинисты сельскохозяйственного профиля (42 и 557 соответственно), операторы машинного доения (88 и 667), водители автомобиля (139 и 496), животноводы (239 и 509), электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (26 и 176), электрогазосварщики (63 и 169).

Информация о рабочих профессиях и социальных бонусах при их получении:

*бесплатность получения образования;

*предоставление первого рабочего места;

*возможность продолжения образования в сокращенные сроки;

*предоставление мест в общежитиях

*стипендии в размере стипендий учащихся учреждений среднего специального образования,

*100-проентное обеспечение обучающихся более одного года бесплатным одноразовым горячим питанием, а учащиеся из малообеспеченных семей, а также иногородние учащиеся учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках,- бесплатным трехразовым горячим питанием,

*50- процентные льготы на проезд,

*оплачиваемое производственное обучение в организациях.

Перечень профессий и специальностей, по которым готовятся кадры в регионе.

В ГУО «Клецкий СПЛ» готовятся кадры по следующим специальностям:

Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ. Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей.

Квалификации:

- Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категорий “А”, “B”, “С”;

- Машинист бульдозера 4 разряда;

- Машинист экскаватора 4 разряда;

- Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов 3 разряда;

- Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории “F” (экскаваторы);

- Водитель автомобиля категории “С”.

 Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей.

Квалификации:

- Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин) 3 разряда;

- Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категорий “А”, “В”, “С” (тракторы), “D”;

- Водитель автомобиля категории “С”;

Производство продукции животноводства. Производство продукции растениеводства. Общественное питание.

Квалификации:

- Оператор машинного доения 4 разряда;

- Овощевод;

- Повар 3 разряда.

Производство строительно-монтажных и ремонтных работ. Отделочные строительные работы.

Квалификации:

- Каменщик 3 разряда;

- Штукатур 4 разряда;

Техническое обеспечение дорожно-строительных и мелиоративных работ. Эксплуатация и ремонт автомобилей.

Квалификации:

- Машинист экскаватора 4 разряда;

- Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории “F” (экскаваторы);

- Водитель автомобиля категории “С”.

Отделочные строительные работы

Квалификации:

- Штукатур 3 разряда.

http://kletskspl.minsk-region.edu.by/ru/main.aspx?guid=1621

Центр занятости 

Работа в Клецке:

http://www.job-by.info/view.php?city=6225501000

http://www.rdw.by/vacancies/cities/kleck/

http://www.job-by.info/organizatsii.php?city=6225501000

 

 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ

10 секретов успешной сдачи экзаменов и подготовки к централизованному тестированию

О том, как правильно готовиться старшеклассникам к поступлению в ВУЗ, ведутся дискуссии. Как улучшить тестовый балл и хорошо пройти вступительные испытания?

 Центр дополнительного образования «Наставник» Минского городского института развития образования с 2004 года помогает старшеклассникам готовиться к сдаче централизованного тестирования, экзаменам за базовую школу, поступлению в высшие и средне-специальные учебные заведения.

 В Центре сложилась своя система подготовки к централизованному тестированию, которая не только позволяет улучшить тестовый балл, но, прежде всего, помогает избавиться от страха перед тестами, настраивает на успех.

        Салущева Юлия Георгиевна, методист курсов по подготовке к ЦТ, предлагает вниманию абитуриентов 10 наиболее прямых и универсальных «рецептов» стратегии подготовки к экзаменам и тестам.

1. Определитесь с выбором будущей профессии

      От специальности зависит набор предметов, по которым абитуриент будет проходить тестирование

 Следующие вопросы помогут вам сориентироваться:

 

 

  •  Каковы Ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  •  Какие учебные предметы Вы любите?
  •  Чем бы Вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  •  О какой работе Вы мечтаете?
  •  Каким Вы представляете свое занятие через 10 лет?
  •  Какая работа была бы для Вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее, представьте себя на этой работе, с кем бы Вы могли работать, как могли бы проводить время?
  •  Какие пробелы в своих знаниях и умениях Вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?

      Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху!!!

2. Займитесь дополнительным образованием

Посещайте подготовительные курсы или факультативы в гимназиях и школах. Внимательно слушайте педагогов и добросовестно ведите конспект. Желательно начинать обучение за два года до поступления, чтобы не создавать стрессовую ситуацию в выпускном классе.

3. Изучите программы вступительных испытаний

Изучите программы вступительных испытаний для поступающих в сред-ние специальные и высшие учебные заведения, которые можно найти как в «Справочнике абитуриента". Высшие учебные заведения Республики Беларусь», так и на сайте Национального института образования adu.by. Ознакомиться с программами внутривузовских испытаний (например, по творчеству) можно, обратившись в секретариат приемной комиссии выбранного учебного заведения.

4. Практикуйтесь!

Участие в репетиционном тестировании поможет Вам психологически адаптироваться к ЦТ. Прорепетировав 3 раза вы не только узнаете, какие пробелы в знаниях по отдельным предметам следует устранить, но и ознакомитесь с тестовыми заданиями, а также научитесь правильно заполнять бланки ответов. И конечно, получите объективную оценку уровня подготовки.

5. Тренируйтесь дома

Следует выполнять как можно больше опубликованных тестов ради тренировки. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам другой важный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.

6. Засекайте время тестов

Решать задания следует по часам. Это смоделирует тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, и заставит Вас работать в максимально быстром темпе.

7. Запасайтесь справками

Внимательно изучите не только порядок приема в конкретный вуз, но и общие правила. В первую очередь это касается тех, кто пользуется льготами и имеет преимущественное право на зачисление. Все документы и справки собираются заранее и представляются в секретариат приемной комиссии в строго установленные Минобразованием сроки. Все документы абитуриент подает в оригинале и лично. Если вы не смогли явиться на ЦТ из-за болезни, несчастного случая или другой удовлетворительной причины, не забудьте представить в приемную комиссию соответствующую справку, заверенную печатью медицинского или другого учреждения. Только тогда вам будет предоставлена возможность пройти ЦТ в резервный день или сдать внутривузовское испытание в другое время.

8. Внимательно ознакомьтесь с положением о порядке организации и проведения централизованного тестирования,

которое можно найти на сайте республиканского института контроля знаний RIKZ.unibel.by. Во время ЦТ абитуриентам запрещается проносить, а также, использовать в аудиториях, где проводится централизованное тестирование, любые предметы и документы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета. Недопустима фальсификация данных в области регистрации бланка ответов. Нельзя меняться местами, использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданий. При выполнении тестов по химии и физике допускается использование калькулятора, который не является средством хранения, приема и передачи информации. Нарушителей могут попросить покинуть аудиторию и поставить в пропуске отметку «Удален за нарушение».

9. Настройтесь на успех!

В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того никто или почти никто не должен выполнить все 100 % заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В итоге вы получите если не самый высокий тестовый балл, то вполне приличный.

10. Начинайте готовиться к поступлению с начала учебного года! 

Помните: достигнутый результат – заслуга абитуриента. Задача родителей и педагогов – помочь, направить.

Методист курсов по подготовке к ЦТ МГИРО

Салущева Юлия Георгиевна

(017) 294-71-13

(029) 758-14-24

згарнуць

Арганізацыя працоўнага выхавання і прафарыентацыйнай работы