Метадычная капілка

Введение в раздел «Научно-познавательная и художественная литература». В. Суслов «Кто сильнее?»

разгарнуць

тема.    Введение в раздел «Научно-познавательная и художественная литература».

         В. Суслов «Кто сильнее?»

                                                                          Урок литературного чтения в 3-м классе

                                                                           Учитель : И.Н.Шиш

Цель: предполагается, что к окончанию урока в результате деятель­ности учащиеся будут:

знать содержание рассказа В. Суслова «Кто сильнее?» и его глав­ную мысль;

иметь литературные представления о научно-познавательной ли­тературе;

уметь находить связи между содержанием рассказа и реальной жизнью.

Задачи:

способствовать развитию читательских умений прогнозировать перед чтением содержание раздела по его названию, заглавию произведений, иллюстрациям;

содействовать формированию навыков определения с помощью текста характерных черт героев, выражения оценочных сужде­ний о них;создавать условия для развития интонационных умений вырази­тельного чтения в лицах.

Ход урока

Организационный этап

Речевая разминка

Послушайте скороговорку;

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

О чём скороговорка?

Что такое мель? (Мелкое место в реке, озере, море, затрудняющее судоходство.)

Что такое карамель? (Сладкое лакомство.)

Прочитайте скороговорку медленно, быстрее, быстро.

Прочитайте с возмущением.

Прочитайте с грустью.

Прочитайте с радостью.

Введение в тему

На доске размещены вопросы: ПОЧЕМУ?, ОТЧЕГО?, ЗАЧЕМ?, ГДЕ?, ЧТО?, КОГДА?, КАК? и др.

Прочитайте слова и скажите, что у них общего? (Это всё вопросы.)

Какие бывают вопросы? Приведите примеры.

Есть вопросы, на которые мы сразу можем получить ответ. Например: «Как твои дела?» или «Какое сегодня число?». Но есть вопросы, на которые мы можем найти ответ в книгах. Как называются такие книги? (Энциклопедии.)

Демонстрация  детских эн­циклопедий: «Всё обо всём», «Я познаю мир»,и др.

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Удивительное рядом». Ознакомьтесь с со­держанием данного раздела (в конце учебного пособия) и по­думайте; о чём расскажут произведения, собранные в нём. (От­веты учащихся.)

С какими авторами вы уже знакомы?

На какую тему они пишут свои рассказы, книги?

Как вы понимаете название раздела? Что значит «удиви­тельное рядом»? Порассуждайте.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Вольта Николае­вича Суслова «Кто сильнее?» и вместе с героями произведения постараемся найти ответ на этот вопрос.

Изучение новой темы

Знакомство с диалогом Максима Книжника и Знатока.

Чтение диалога учащимися.

Какие произведения мы будем изучать в разделе «Уди­вительное рядом»? (Научно-познавательные и художественные рассказы.)

Чем отличаются научно-познавательные рассказы от худо­жественных? Найдите ответ в тексте и прочитайте.

— В чём особенность художественных рассказов? (Художе­ственные произведения воздействуют на эмоции и чувства читателей, заставляют радоваться, переживать, сочувствовать)

Какие книги особенно нравятся герою Н. Носова Знайке? (Энциклопедии.) Почему?

Работа над рассказом В. Суслова «Кто сильнее?».

Первичное восприятие.

Прочитайте рассказ самостоятельно (молча) и определите, являются ли машины сильнее человека.

Проверка первичного восприятия.

Действительно ли машины сильнее человека? Почему?

Кто сильнее?

Чтение рассказа учащимися вслух.

Физкультминутка

Анализ произведения.

Какие вопросы задавал Алеша Антону?

Какой из них больше всего заинтересовал Алешу? (Кто самый сильный?)

Какие примеры привёл Антон, чтобы показать силу ма­шин? Расскажите.

Кто управляет краном, чтобы он мог поднимать тяжёлые грузы?

Кто заставляет паровоз бежать по рельсам?

Какая сила двигает корабль?

Кто управляет всеми этими огромными и сложными ма­шинами?

Кто их создал?

Какой ответ мы можем дать на вопрос заглавия рассказа • Кто сильнее?» (Человек.)

Найдите и прочитайте это в тексте.

— Что хотел сказать нам автор этого рассказа? Какая его главная мысль? (Машины во всём помогают человеку. Но чело­век их создал и может управлять. Без человека машины ничего не значат.)

Работа с иллюстрациями.

Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте отрывки текста, которые они поясняют.

Какие ещё рисунки можно сделать к произведению? Опи­шите их словами.

Составление характеристики героя.

Что вы можете сказать о главном герое рассказа Алёше? Какой он? (Любознательный.) Докажите.

— Что вы можете сказать об Антоне? Какой он? (Серьёзный, умный.)

— Почему Антон отвечает на все вопросы Алёши, ведь у него много дел? (Антон с уважением относится к стремлению ма­ленького Алёшки познавать мир.)

Работа в группах.

Группа 1. Найдите ту часть рассказа, где даётся ответ на во­прос «Кто сильнее?». Распределите роли: слова автора, слова Алёши, слова Антона. Подготовьтесь читать эту часть по ролям.

Группа 2. Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы были удивлены силой природы, животного, машины. Расскажи­те об этом.

Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Рассказ «Кто сильнее?» научно-познавательный или худо­жественный? (Художественный.) Докажите. (Здесь нет точных знаний, как в научно-познавательном рассказе. Он воздейству­ет на чувства читателя — нам нравятся герои рассказа.)

Рефлексия

Продолжите предложение:

«Сегодня на уроке:

я узнал (а)...

я понял(а)...

мне было трудно...

мне было интересно...».

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа В. Суслова «Кто сильнее?». Использовать форзац

згарнуць

«Классные семейные посиделки»

разгарнуць

Цели мероприятия:

1)  Воспитывать подрастающее поколение  на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций.

2) Формировать  положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

3) Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

Оборудование: 

1) На доске написать (повесить плакаты или спроецировать) изречения о семье и семейных ценностях. «Семья – один из шедевров природы».  (Джордж Сантаяна)  «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные  дети относились к тебе». (Сократ). «Наши дети – это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда у мужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители  трудолюбивы – и дети не ленивы.

2) Подготовить музыкальный материал: песни  Юрия Антонова «Крыша дома твоего», «Родительский дом», «Семейный альбом» (сл. Л. Дербенева, муз. Д. Тухманова).

3) Проекты учащихся «Моя семья».

4) Презентации «Моя родословная», «Семейный альбом», «Классные семейные посиделки».

5) Сундук с семейными реликвиями.

Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и родителей.

 

Ход мероприятия

1.Вступительная часть

Звучит песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего».

Итак, здравствуйте! Какое замечательное слово, слышите: «здравствуйте!» -  светлое, красивое, немного бодрящее. Здравствуйте – говорю я сегодня вам, ребята, и вашим родителям, а также нашим гостям. Здравствуйте – говорю я сегодня хорошему дню. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы начинаем.

Холодные зимние деньки – отличный повод собраться всей семьёй, согреть друг друга тёплыми воспоминаниями, тёплыми чувствами. Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношениях в ней, о семейных ценностях.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

 

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

 

Что значит для меня моя семья?  Конечно - счастье и уют домашний,  Семь правил обязательных храня,  Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во-первых, это главное - любовь.  Всем сердцем и душою всей, и разумом.  Не просто чтоб бурлила страстью кровь,  А трепетно, и каждый день по-разному. 

Второе - дети. Что за дом без них?  Пустыня без колодца - не напиться.  А дети - это жизнь, это родник И продолженье рода. Пусть струится! 

Потом забота. Лишь она  Очаг семейный сбережет от ветра.  Старайся, чтоб с улыбкою весна  Была всегда с тобою, а не где-то 

Четвертое - терпение. Оно  Поможет пережить невзгоды, беды...  И отогреет солнышком окно.  Что инеем заледенело белым. 

А пятое - ответственность и дом  В фундаменте семейном веский камень.  Они помогут защитить любовь,  От ветра уберечь душевный пламень 

Шестое — уваженье. Только с ним  Приобретешь успех, признанье общее  Всегда, считаясь с мнением других,  Научишь, чтоб с твоим считались собственным. 

И наконец, седьмое – чистота. Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...  Вот так я представляю свой очаг,  Где я любима, счастлива где полностью.

 

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

 

Как говорят словари, семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие здесь стали семьёй.  Что я имею в  виду? – Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы у нас была и цель одна: стремиться к тому, чтобы вырастить в себе чувство любви, гордости и уважения к своей семье, родителям, родственникам. А работать мы будем в группах, которые представят собой импровизированные семьи. Это не состязание, хотя вам будут предложены конкурсные задания, а просто «Классные семейные посиделки».

Итак, позвольте начать.

 

1 задание

 Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Еще издавна народ слагал о семье пословицы. Итак, первое задание: закончите пословицы.

Конкурс «Добавь пословицу». Учитель произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.

  • Яблочко от яблони …(недалеко падает).
  • Яйца курицу …(не учат).
  • Где любовь и совет …(там горя нет).
  • В гостях хорошо… (а дома лучше).
  • Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).
  • Не красна изба углами…(а красна пирогами).
  • Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).
  • Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).
  • При солнышке тепло, а при матери... (добро).
  • Не нужен и клад, когда... (в семье лад).
  • Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
  • Как родители жили, так и нас... (благословили).
  • Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).
  • Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).
  • Согласие да лад в семье (клад).
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Где родился, там и пригодился
  • Где тепло, там и добро.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети – дому  венец, а плохие дети – дому конец. Мать  кормит детей, как Земля  людей.

 

2 задание

Ну, а следующее задание для наших семей – это большая семейная викторина. Я буду по очереди задавать вопросы двум нашим «семьям», ответы на которые вы сможете найти на предложенных вам заготовках.

 

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

  1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.)
  2. А теперь скажите «семья» по-итальянски. (Мафия.)
  3. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)
  4. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
  5. Вот русская пословица: «Жить для себя– тлеть, для семьи– … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

6.По легенде, нас охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

  1. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.)
  2. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
  3. О какой игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.)
  4. С какого возраста, согласно законодательству РБ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.)
  5. Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья.)
  6. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)
  7. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
  8. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
  9. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.)
  10. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
  11. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.)
  12. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
  13. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)
  14. Когда отмечается Международный день семьи? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен  Генеральной Ассамблеей ООН).

 

3 задание

Семейные традиции.

Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже.  Например: 

  1. Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. В этом году в конкурсе «Моя родословная» учащийся нашего класса Акулов Д. получил диплом 3 степени. Мы попросим его рассказать о том, что получилось. (Презентация).
  2. Семейные династии. Издавна представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. А вы знаете такие примеры? Представьте свои семейные династии. Ответы команд.
  3. Наши имена. Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников – бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то? Ответы команд.
  4. Семейный альбом. Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. Предлагаю вам наш «Семейный альбом». (Показать презентацию «Семейный альбом»).
  5. Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями, танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д. – отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды? Какие праздники отмечают в ваших семьях?
  6. Кулинарные традиции. В каждой семье любят готовить свои блюда. А раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят готовить и есть в вашей семье?
  7. В каждой семье есть вещи, предметы, которые особенно дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Выставка  «Семейные реликвии». (Учитель берет вещь из сундука, а хозяин встает и представляет ее.) Представители семей рассказывают историю своих семейных реликвий.

Вопросы (к детям и взрослым):

Как звать новых родственников после свадьбы?

- Как называют родителей мужа? (Свекор, свекровь.)

-Родителей жены? (Теща, тесть.)

-Кто такие шурин и свояченица? (Брат жены и сестра жены.)

-А как называют брата мужа и сестру мужа? (Деверь и золовка.)

-Кто такие свояки? (Мужья сестёр.)

-Кто такие невестки? (Жёны братьев.)

-К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка.)

-Кого называют зятем? (Мужа дочки, сестры или золовки.)

-Кто такие бабушка и дедушка? (Родители мамы или папы.)

-Как зовут сестру мамы или папы? (Тётя.)

-А кто такой дядя? (Брат мамы, папы или тёти.)

-Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга.

-Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга.

- Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)

-Свояченица-швагерка (бел) (сестра жены). -свояки –швагры (бел)(женатые на родных сестрах). -мачеха (неродная мать). -отчим (неродной отец). -падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

4 задание

Чтение притч. Издавна народная мудрость слагала о семье множество сказок, легенд, преданий. Предлагаю вам обсудить некоторые из них.

  • «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово … «ПОНИМАНИЕ».
  • Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг…

     (Как вы думаете, какой была концовка? Команда  высказывает свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

…чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

Объясняется смысл притчи.(Заботьтесь о родителях)

  • Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них?  

 (Как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене? Команда высказывает свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи).

 – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Объясняется смысл притчи.(Уступайте друг другу)

  1. Рефлексия методом проектов

Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем  альбом  нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья».

Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье. 

На слайде перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».

  1. Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.
  2. В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».
  3. В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.
  4. В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.
  5. В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Презентация проектов командами.

Собираем проекты в одну папку.

Посмотрите, ребята, какая у нас большая семья. Хочется верить, что она добрая и дружная.

Спасибо всем! До новых встреч!

Звучит песня «Родительский дом».

 

 

згарнуць

Урок русского языка "Безличные глаголы"

разгарнуць

ГУО «Яновичская средняя школа»

(урок русского языка в 7 классе)

Акулёнок И.И.

 

Тема: Безличные глаголы.

Цель: узнать особенности безличных глаголов, их выразительные особенности.

Задачи: уметь определять значения безличных глаголов; уметь различать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи; воспитывать любовь к окружающей среде.

Ход урока

1.Орг. момент.

Орфографическая разминка

Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, объединить силы, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, касательная, оросительная система, возраст, изложение, облокотиться, выгореть, заря, испарение, поросль, отрасль, росток, озарение, наращение, стирание, нарастание, недоросль.

2.Актуализация опорных знаний.

А) – Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:

Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.

– Почему эти глаголы называются личными?

Б) Прослушайте стихотворение. Радуют ли вас картины живой природы? Чем?

РАДОСТЬ

У ворот июля замерли улитки,

Хлопает листами вымокший орех,

Ветер из дождя выдёргивает нитки,

Солнце сыплет блеск из облачных прорех.

Светятся лягушки и, себя не помня,

Скачут через камни рыжего ручья,

Дай мне задержаться на пороге полдня,

Дай облокотиться о косяк луча!  Н.Матвеева

- Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число. Объясните написание глаголов.

  1. Работа по новой теме.

А) Лингвистическая задача.

– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

Заболела бабушка.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

Б) Наблюдение над языковым материалом.

Сравните предложения в 2 колонках. В какой колонке расположены глаголы, указывающие, что действие происходит само по себе, без участия лица (предмета)? Есть ли в таких предложениях подлежащее?

Сирень прекрасно пахнет.    Прекрасно пахнет сиренью.

Вода залила луг.                   Водой залило луг.

С моря дует ветер.               Из окна дует.

- В русском языке есть глаголы, которые называют действие, происходящее само по себе, без действующего лица или предмета. Такие глаголы называются безличными (безасабовыми). Например, Ночью небо затянуло серыми тучами, и сразу похолодало. В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых нет и не может быть подлежащего. Безличные глаголы могут обозначать:

- состояние природы (холодает, подморозило);

- состояние живых существ (нездоровится, тошнит);

- иные состояния (следует, надлежит);

- меру или наличие чего-либо (хватает, недостаёт).

Безличные глаголы могут образовываться от личных глаголов в форме 3-го лица присоединением к ним –ся. Например, хочу, хочет (личные) – мне хочется (безличный); не сплю (личный) – мне не спится (безличный).

В) работа с учебником п.15

  1. Закрепление изученного материала.

А) Работа у доски. Запишите предложения и подчеркните ГО.

В коридоре дует и сквозит. На улице скоро потеплеет. Нас трясло от холода. На улице темнело. Вдруг небо покрылось тучами, и как загремит.

Б) Самостоятельная работа. Игра «Фокусник»

По образцу замените словосочетания безличными глаголами. О б р а з е ц : Начинается рассвет – светает.

Наступают холода, плохо себя чувствую, опускаются сумерки, приближается вечер, становится тепло. (Холодает, нездоровится, смеркается, вечереет, теплеет).

Физкультпауза

Читаю тезисы. Если тезис верный, учащиеся наклоняются в стороны. Если нет – приседают.

Тезисы:

  1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.
  2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.
  3. Личный глагол может стать безличным.
  4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.
  5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

5.Работа над развитием речи. Работа с текстом. Прослушайте текст, определите его тему и озаглавьте. На слух выпишите безличные глаголы. (отрывок из рассказа М. Пришвина «Закат»)

Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу...

Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.

– Какова функция глаголов в этом тексте?

- укажите их грамматические признаки.

  1. Подведение итогов.
  2. Д. з. п. 15, упр. 124
  3. Рефлексия: оцените свою работу на уроке:

 

 

згарнуць

Урок хіміі "Рэакцыі іоннага абмену"

разгарнуць

                           Тэма: Рэакцыі іоннага абмену

Мэта:  Даць азначэнне “рэакцыя іоннага абмену”, азнаёміць з умовамі праходжання рэакцый іоннага абмену да канца (правіла Бертолле), навучыць састаўляць  ураўненні ў іоннай форме і тлумачыць сутнасць рэакцыі ў свеце ТЭД

   Навучальная: - На аснове вядомых паняццяў аб рэакцыях абмену і электралітычнай дысацыяцыі рэчываў розных класаў сфарміраваць паняцце “рэакцыі іоннага абмену”, замацаваць паняцце “рэакцыі нейтралізацыі”;

- Эксперыментальна даказаць, што рэакцыі ў растворах электралітаў з’яўляецца рэакцыяй паміж іонамі; выявіць умовы пры якіх яны ідуць практычна да канца;

- Навучыць вучняў прымяняць веды аб дысацыяцыі кіслот, асноў і солей пры напісанні іонных ураўненняў рэакцый;

- Навучыць састаўляць поўныя і скарочаныя іонныя ураўненні.

  Развіваючыя: - Удасканальванне вучэбных уменняў пры састаўленні хімічных рэакцый, пры выкананні доследаў;

- Працягваць фарміраванне хімічнай мовы вучняў, творчага мыслення, памяці, увагі,  уменняў параўноўваць і аналізаваць, прагназаваць вынікі дзейнасці.

  Выхаваўчая:  - Выхоўваць культуру інтэлектуальнай працы, пачуцці адказнасці, упэўненасці ў сабе, патрабавальнасці да сябе.

1.Арганізацыйны момант.

Вітанне з  вучнямі. Стварэнне працоўнага настрою на ўроку.

2.Фармулёўка мэты ўрока і матывацыя

Праблема      Дэманстрацыя. Змешваем цвёрдыя лімонную кіслату і соду.  

                                                   Назіранні?

                       Раствараем дадзеныя рэчывы і зліваем растворы.

                                                   Назіранні?

                   ?Чаму ж у выпадку злівання раствораў лімоннай кіслаты і соды рэакцыя  адбылася, а пры змешванні сухіх рэчываў – не?

Настаўнік звяртае ўвагу на тэму ўрока і прапануе вучням сфармуляваць асноўную мэту занятка. (Паняцце рэакцыі іоннага абмену)

Настаўнік зачытвае эпіграф да ўрока і прапануе дапоўніць мэту ўрока

Весь мир большой:

Жара и стужа,

Планет круженья, свет зари –

Все то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

  (Навучыцца запісваць поўныя іонныя і скарочаныя іонныя ўраўненні, умець выражаць сутнасць іонных абменных рэакцый)

  1. Актуалізацыя ведаў

    Перад тым каб пачаць вывучаць новы матэрыял, неабходна паўтарыць тыя веды, які вам дапамогуць у вывучэнні новага

  Работа каля дошкі:      - Дысацыяцыя электраліта на іоны і асацыяцыя іонаў (мадэлі магніты на дошцы) 2 вучні    -------- (праверка класа)

Вызначце, на якія іоны дысацыіруюць наступныя рэчывы. Складзіце ўраўненне дысацыяцыі рэчываў, расстаўце каэфіцыенты і  зарады іонаў:

HNO3       Ca(OH)2      Na3PO4

Вызначце, якія іоны злучаюцца паміж сабой. Састаўце ўраўненні асацыяцыі іонаў, расстаўце каэфіцыенты і зарады іонаў:

H2SiO3     Cu(OH)2     AgCI

   Пісьмовая работа класа - клас слоўнікавы дыктант   ----  узаемаправерка (адказы на экране)

  1. Рэчывы, растворы або расплавы якіх праводзяць электрычны ток, называюцца электраліты
  2. Раствор электраліта праводзіць электрычны ток, таму што ў ім знаходзяцца зараджаныя часцінкі (іоны)
  3. Распад электралітаў на іоны ў водных растворах або расплавах называецца дысацыяцыяй
  4. Дадатна зараджаныя іоны – катыёны
  5. Адмоўна зараджаныя іоны – аніёны
  6. Электраліты, якія дысацыіруюць практычна поўнасцю – моцныя электраліты
  7. Электраліты, якія дысацыіруюць у нязначнай ступені – слабыя электраліты
  8. Электраліты, пры дысацыяцыі якіх утвараюцца катыёны вадароду – кіслоты
  9. Электраліты, пры дысацыяцыі якіх утвараюцца гідраксід-аніёны - асновы
  10. Электраліты, пры дысацыяцыі якіх утвараюцца катыёны металу і аніёны кіслотнага астатку - солі
  11. 11. Наяўнасць у растворы іонаў вадароду вызначае кіслае асяроддзе
  12. Наяўнасць у растворы гідраксід-іонаў вызначае шчолачнае асяроддзе
  13. Новая тэма

Франтальнае апытанне ”)

    Паміж якімі  рэчывамі адбываюцца рэакцыі абмену? (кіслата і аснова, кіслата і соль, аснова і соль, соль і соль)

    Якія прыметы дазваляюць сказаць, што рэакцыя абмену адбылася? (выпадзенне або растварэнне асадку, вылучэнне газу, змяненне афарбоўкі)

Дэманстрацыя: (НПБ)  Рэакцыя паміж хларыдам барыю і сульфатам

                                           натрыю.       Назіранні

Заданне: Запішыце ўраўненне рэакцыі паміж рэчывамі, як мы ужо ведаем

BaCI2 + Na2SO4 à BaSO4    + 2NaCI  - малекулярнае ўраўненне

? Я змешвала растворы рэчываў. А што адбываецца з рэчывамі ў вадзе?

                          І я на самай справе змешвала малекулы названых рэчываў?

З дапамогай табліцы растваральнасці вызначым , якія іоны знаходзяцца ў растворах.

 !!!  Звяртаем асаблівую ўвагу на колькасць іонаў у залежнасці ад індэксаў і каэфіцыентаў і на запіс нерастваральнага рэчыва

Ba2+ + 2CI- + 2Na+ + SO42- à BaSO4 + 2Na+ + 2CI-   - поўнае іоннае ўраўненне

Матэматычныя дзеянні па скарачэнню падобных іонаў у левай і правай частках ураўнення

Ba2+ + SO42- à BaSO4  - кароткае іоннае ўраўненне

!!! Кароткае іоннае ўраўненне выражае сутнасць рэакцый іоннага абмену. Паказвае, якія іоны злучаюцца паміж сабой у растворы і падцвярджае, што рэакцыя працякае да канца

Вывад: 1.Рэакцыі абмену паміж растворамі электралітаў – гэта рэакцыі не паміж малекуламі , а  паміж іонамі, на якія распадаюцца дадзеныя электраліты ў растворах.

  1. Прыметай працякання рэакцыі з’яўляецца выпадзенне асадку.

Рэакцыі іоннага абмену – гэта рэакцыі, якія адбываюцца ў водных  растворах паміж іонамі электралітаў.

ФІЗМІНУТКА

Якія яшчэ прыметы паказваюць, што рэакцыі іоннга абмену працякаюць да канца?

Дэманстрацыя: (НПБ) Рэакцыя паміж салянай  кіслатой і гідраксідам

                                          натрыю (дабаўляем ф/ф да шчолачы).  Назіранні

Заданне: - Запішыце малекулярнае ўраўненне хімічнай рэакцыі. ( на экране)

              HCI + NaOH à NaCI + H2O

                - Пастаўце зарады іонаў у поўным іонным ураўненні ( можна з дапамогай табліцы)

            H+ + CI- + Na+ + OH- à Na+ + CI- + H2O  (на слайдзе без зарадаў)

          !!! - Звярніце ўвагу -  вада запісана ў малекулярным выглядзе (слабы электраліт)

               - Скараціце падобныя іоны

               - Запішыце кароткае іоннае ўраўнене

            H+ + OH- à H2O

???  -У чым заключаецца сутнасць рэакцыі паміж растворамі кіслот  і асноў (рэакцыі нейтралізацыі) ?

       - Калі рэакцыя іоннага абмену працякае да канца?

Вывад: Рэакцыя іоннага абмену працякае да канца, калі ўтвараецца слабы электраліт або маладысацыіруючае рэчыва Н2О ( іх запісваюць у малекулярным выглядзе)

Дэманстрацыя: (НПБ) Рэакцыя паміж карабанатам натрыю і сернай кіслатой. Назіранні

Заданне: Карыстаючыся алгарытмам  і табліцай, састаўце малекулярнае і іонныя ўраўненні рэакцыі

 Na2CO3 + H2SO4 à Na2SO4 + CO2    + H2O

2Na+ + CO32- + 2H+ + SO42- à 2Na+ + SO42- + CO2 + H2O

2H+ + CO32- à CO2 + H2O                  (самаправерка)

Вывад: Рэакцыі іоннга абмену працякаюць да канца, калі ў выніку рэакцыі вылучаецца газ

Дэманстрацыя: (НПБ) Рэакцыя паміж сульфатам натрыю і хларыдам калію.

                                          Назіранні

Заданне   Cастаўце ўраўненні рэакцый (каля дошкі)

Вывад: Калі ні адна з прымет не назіраецца - рэакцыя  іоннага абмену не адбываецца

 

  1. Абагульненне

  РІА ?

ВЕРШ

             Если выделится газ –

             Это раз;

             И получится вода –

             Это два;

             А еще – нерастворимый

             Осаждается продукт…

            "Есть осадок", – говорим мы.

             Это третий важный пункт.

             Химик "правила обмена"

             Не забудет никогда:

             В результате – непременно

             Будет газ или вода,

             Выпадет осадок –

             Вот тогда порядок!

?Асноўныя прыметы працякання  іонных рэакцый?

 ?Алгарытм састаўлення іонных рэакцый?

А зараз звернемся да пытання, якое было пастаўлена перад вамі ў пачатку ўрока.

Чаму ж у выпадку злівання раствораў лімоннай кіслаты і соды рэакцыя

                       адбылася, а пры змешванні сухіх рэчываў – не?

НООС – СН2 – С(ОН) – СН2 – СООН

                          

                         СООН                                                         3 CO2      

умоўна         Н3R + 3NaHCO3 à  Na3R + 3H2CO3

                                                                                              3 H2O

(Рэакцыі іоннага абмену адбываюцца паміж іонамі, якія ўтварыліся пры ратсварэнні рэчываў)

  1. ЗНАЧЭННЕ РЭАКЦЫЙ АБМЕНУ

- РІА шырока распаўсюджаны ў жывой і нежывой прыродзе.

 Напрыклад: абмен рэчываў у арганізме, з’яўленне камянёў у нырках;

                       утварэнне асадкавых парод (гіпс, вапняк, іншыя мінералы).

 Шырока выкарыстоўваюцца РІА ў практычных мэтах.

Прыклад: асаджэнне іонаў цяжкіх металаў пры ачыстцы стокавых вод, пры ачыстцы пітной вады, змякчэнні вады, вызначэнні якасці прадуктаў харчавання, разрыхліцель цеста,у гідраметалургіі,  храматаграфіі,  пры цітраванні                      ВІДЭА

 

 Дадатковае заданне:

  1. Прапануйце іонныя рэакцыі для ачысткі стокавых вод аўтатранспартнага прадпрыемства ад катыёнаў Pb2+ і Cu2+, якія атрутна ўздзейнічаюць на жывыя арганізмы. 

АБО

У стокавых водах жывёлагадоўчай фермы вызначана павышанае ўтрыманне катыёнаў Ca2+ і Zn2+. Прапануйце рэактывы, з дапамогай якіх можна ачысціць ваду.

  1. Ці магчыма дадзеная рэакцыя

Ba(NO3)2 + 2AgCI àBaCI2   + 2AgNO3

 (И.И.Леенсон. Чет или нечет? Занимательные очерки по химии)

 

  1. Рэфлесія

  Ці згодны вы з той думкай, якая адлюстрована ў дэвізе нашага урока?

Ваш настрой ? (смайлікі)

Выстаўленне адзнак

згарнуць

Факультатыў "Асновы праваслаўнай культуры"

разгарнуць

Факультатив «Основы православной культуры»

Календарно-тематическое планирование курса ОПК (скачать)

Ниже можно скачать готовые уроки (с дополнительными материалами).

1-й класс, 1-я четверть (скачать)

 

 

  • Библейские сюжеты о любви Творца к миру
  • Библейские сюжеты о происхождении зла
  • День Матери
  • История Ноя
  • Почитание родителей. Память и забота о предках
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Отношение к семье. Уклад православной семьи

1-й класс 2-я четверть (скачать)

 

 

  • Вавилонское столпотворение
  • Ангел-Хранитель
  • Евфросиния Полоцкая. Любовь к Богу превыше всего. Служение людям
  • Знакомство с православным храмом
  • Знакомство со святынями белорусского народа и православным искусством
  • Младенец Иисус Христос
  • Писание и Предание о Рождестве Иисуса Христа. Благочестивые традиции

 

1-й класс 3-я четверть (скачать)

 

 

  • Воскресение Иисуса Христа
  • Нравственные качества ученика. Почитание старших в школе
  • Отношения с одноклассниками. Прилежность и трудолюбие
  • Писание и Предание о Пасхе Христовой. Великий Пост
  • Православная культура об отношении к учению в школе. Высокое призвание ученика
  • Сценарий праздника «Рождество Христово»
  • Труд в жизни христианина
  • Духовный труд. Труды Сергия Радонежского в монастыре.

1-й класс 4-я четверть (скачать)

 

 

  • Благочестие. Доблесть. Законопослушание
  • Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение
  • День Победы
  • Отношение к рабочему месту и к одежде. Опрятность и скромность
  • Родина. Служение Отечеству православных христиан
  • Итоговое занятие

2-й класс 1-я четверть (скачать)

 

 

 

  • Авраам и Моисей
  • Библия о творении природы и человека
  • Благочестивая семья
  • Рождество Богородицы
  • Рождество Пресвятой Богородицы (2-е занятие)
  • Отношение к труду. «Землю красит солнце, а человека — труд»
  • Ценности христианской семьи
  • Благословенный труд – источник добродетелей

2-й класс 2-я четверть (скачать)

 

 

  • Рождество Христово
  • Духовно-нравственный смысл праздника Рождества Христова
  • День Ангела
  • Праведная София Слуцкая
  • Святыни Белой Руси
  • Знакомство с приходом

2-й класс 3-я четверть (скачать)

 

 

  • Вход Господень в Иерусалим
  • Иисус Христос учит людей и помогает им
  • Моление в Гефсиманском саду
  • Об истинной любви и милосердии. Взятие Иисуса Христа под стражу. Казнь Иисуса Христа
  • Благочестивые традиции Рождества Христова
  • Духовный смысл праздника Пасхи Христовой
  • Святитель Кирилл Туровский
  • Отношение к Отечеству

2-й класс 4-я четверть (скачать)

 

 

  • Воскресение Иисуса Христа. Вознесение Господне
  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на Апостолов. Церковь земная и небесная. Жизнь христиан
  • Готовимся праздновать Пасху Христову
  • Пасхальные традиции
  • День Победы
  • Троица
  • Святыни земли белорусской: Жировичская и Минская иконы Божией Матери, Коложская церковь

3-й класс 1-я четверть (скачать)

 

 

  1. «Покаяние, раскаяние»
  2. «Покров Пресвятой Богородицы. День Матери»
  3. «Свобода воли»
  4. Священное Писание. Ветхий Завет
  5. Священное Писание. Новый Завет

3-й класс 2-я четверть (скачать)

 

 

  • День Ангела
  • Жития святых—душеполезное чтение.Святитель Мина, епископ Полоцкий
  • Заповеди взаимоотношения людей
  • Заповеди отношения к Богу
  • Православная семья основана на любви. Святые Петр и Февронья
  • Предназначение человека
  • Священное Писание и Предание о человеке.Человек — венец творения, образ и подобие Божие

3-й класс 3-я четверть (скачать)

 

 

  • Благословенный труд – основа процветания страны
  • Вочеловечение Бога – свидетельство любви и сострадания к людям
  • Выбор веры князем Владимиром. Крещение Руси
  • Как славяне в древности пришли на белорусские земли. Апостол Андрей
  • Подвижническая жизнь Господа Иисуса Христа. Страдания во имя спасения человечества
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Святая княгиня Ольга — устроительница древнерусской земли
  • Священное Писание о почитании родителей
  • Трудолюбие. Притчи царя Соломона о трудолюбии. Труды, прославляющие Творца

3-й класс 4-я четверть (скачать)

 

 

  • День Победы
  • Древний Полоцк
  • Евфросиния Полоцкая. Любовь к Богу превыше всего. Служение людям
  • Преподобный Иоанн Кормянский
  • Драгоценная рака преподобной Евфросинии Полоцкой
  • Светлое Христово Воскресенье
  • Страстная (Великая) Седмица
  • Троица
  • День славянской письменности

4-й класс 1-я четверть (скачать)

 

 

  1. Заповеди праведной жизни. Нагорная проповедь
  2. Покаяние, раскаяние
  3. Покров Пресвятой Богородицы. День Матери
  4. «Преподобномученик Афанасий Брестский»
  5. Свобода воли человека
  6. Священное Писание и Предание о человеке
  7. Священное Писание. Ветхий Завет
  8. Священное Писание. Новый Завет

4-й класс 2-я четверть (скачать)

 

 

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • Выполнение заповедей — духовный и нравственный долг христианина
  • Жизнь Иисуса Христа как нравственный и духовный идеал
  • Милосердие и сострадание
  • Послушание
  • Прощение
  • Человеколюбие как важнейший принцип христианской морали

4-й класс 3-я четверть (скачать)

 

 

  • Благодарность как важнейший принцип христианской морали. Примеры благодарности святых (2 урока)
  • Знакомство с собой
  • Наша епархия. Наша Церковь. Наш Патриарх
  • Отечество. Родная старина
  • Отношение к святыням белорусского народа
  • Рождество Христово
  • Твое родословие
  • Ты и твои родители, человек в кругу семьи
  • Человек в кругу друзей

4-й класс 4-я четверть (скачать)

 

 

  • День Победы
  • Мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Виленские
  • Пасха Христова
  • Православие – религия наших предков. Религии мира
  • Радоница
  • Святая Русь – колыбель трех народов
  • Троица
згарнуць

Урок матэматыкі ў 7 класе

Складанне і адніманне мнагачленаў
    Падрабязней...